Если немецкие «Тигры» были так хороши, почему СССР просто их не скопировал



На момент появления на фронте осенью 1942 года немецкий танк «Тигр» был самой грозной машиной в своем классе. И хотя первый бой для «Тигров» скорее оказался неудачным, хоть сколь-нибудь результативным, в дальнейшем эта машина окупилась по полной. Вплоть до конца Великой Отечественной войны немецкие тяжелые танки будут представлять серьезнейшую опасность как для советской (и союзной) бронетехники, так и для пехоты. При этом первый трофейный «Тигр» будет взят советскими войсками во все том же 1942 году. В связи с этим напрашивается вопрос: почему его не стали копировать.

Тигр действительно был грозной машиной при всех недостатках. /Фото: media.vkplay.ru.
Тигр действительно был грозной машиной при всех недостатках. /Фото: media.vkplay.ru.

Так называемая «обратная разработка» широко применяется во всех промышленных странах. До известной степени обратный инжиниринг можно считать копированием как техники целиком, так и отдельных ее компонентов с целью внедрения в собственные разработки. И все же просто так взять, и скопировать изделие (особенно сложное) чаще всего нельзя. Связано это с целым комплексом причин, освоение в производстве новых моделей техники нередко занимает месяцы. При этом новые модели собственной разработки зачастую базируются на уже существовавших и выпускавшихся образцах. Внедрение же принципиально новой разработки, не говоря уже о внедрении в производство полностью чужой разработки – задача хотя и не невозможная, но очень сложная и крайне затратна.

Освоить чужую технику в производстве очень сложно. /Фото: warwall.ru.
Освоить чужую технику в производстве очень сложно. /Фото: warwall.ru.

Почему в Советском Союзе просто не скопировали немецкие «Тигры», ведь они при всех своих недостатках действительно были очень грозной машиной? Даже если представить, что идея о «локализации» немецких танков за каким-то бесом пришла бы в головы советского руководства, возникает ряд серьезных проблем. Первая – время на освоение чужой технологии. То самое время, которого нет. Пока заводы налаживали и осваивали бы в производстве принципиально новую технику, фронт бы на месте не стоял, а армия осталась без свежих поставок собственных машин. Ведь производственные мощности каждого предприятий отнюдь не резиновые. На словах это звучит не так страшно. Но только подумайте сколько в одном танке всевозможных механизмов, каждый из которых предстояло бы запускать в производство отдельно. Чего стоило бы только освоение в производстве новых двигателей и трансмиссии!

Сделать мало. Как потом эксплуатировать? /Фото: rally36.ru.
Сделать мало. Как потом эксплуатировать? /Фото: rally36.ru.

Вторая проблема – расходные материалы. Каким орудием был бы вооружен советский «Тигр»? Скопированной немецкой? Поздравляю, теперь вам еще и производство новых снарядов нужно налаживать и осваивать. А следом и производство порохов, ибо советские и немецкие имели ряд отличий. Кстати, а что по поводу ГСМ? Нет, конечно, когда Родина прикажет: поедет на любом, включая «компот» из горюче-смазочных материалов с водкой (шутка)! Но долго ли так проездит? При этом топливо и боеприпасы – это лишь верхушка эксплуатационного айсберга. А ведь там еще много всего, начиная от размеров железнодорожных платформ и заканчивая кадровым составом техников на ремонтных станциях. И в действительности уже всего этого вполне достаточно для того, чтобы ответить на вопрос, почему не только Советский Союз, но и любая другая страна не может просто так взять и скопировать технику противника. Что, конечно, не отменяет того факта, что отдельные случаи «копирования» в истории все-таки известны.

Чаще всего копировать полностью или невозможно, или невыгодно. /Фото: ok.ru.
Чаще всего копировать полностью или невозможно, или невыгодно. /Фото: ok.ru.

Однако, копированием и адаптацией технологий обычно занимаются до войны. Ибо в процессе заниматься подобные чрезвычайно сложно и откровенно опасно. Например, советская пушка-сорокопятка была лицензионной копией немецкой 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл». А советский тяжелый мотоцикл М-72 был продуктом обратной разработки тайно вывезенного из Германии в СССР мотоцикла BMW R71. Немцы в свою очередь тоже перенимали как разработки, так и отдельные решения у советских моделей. Например, винтовка Gewehr 41 была во многом скопирована с советской СВТ-40. При этом, что показательно, широкого распространения ни G41, ни G43 так и не получили. И все же, во всех этих и многих других случаях ни о каком 100% копировании речи все равно не шло.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте про 10 главных танков холодной войны.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.