Хрен редьки не слаще. Секреты табачной индустрии
Его в дверь прогоняют, а он в окно лезет. Собственно, это все, что нужно знать о современной табачной индустрии. Чем жестче и принципиальнее антитабачное законодательство, тем изощреннее попытки производителей отстоять свое «хлебное» место на мировом рынке. Появились устрашающие картинки и предупреждающие надписи на упаковках сигарет? Табачные лобби сделали ставку на вкусовое и ароматическое разнообразие своей продукции. Ужесточили правила торговли табачными изделиями? Производители отрефлексировали появлением вейпов и нетабачных смесей.
На каждое научное исследование о вредном воздействии никотина получите в ответ два о его свойствах «расслаблять, успокаивать и держать вес под контролем». О чем при этом умалчивают табачные магнаты, журналист портала Здоровые люди узнала от ведущего научного сотрудника отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, кандидата медицинских наук, доцента Инессы Григорьевой.
Дело – табак
Принятая в 2003 году Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака определила принципиально новое к нему отношение. А именно признала употребление табака в качестве причины развития неинфекционных заболеваний, инвалидности и преждевременной смерти. Ежегодно во всем мире табакокурение так или иначе уносит около 7 миллионов жизней, из которых 6 миллионов – непосредственно потребители, остальные – жертвы пассивного курения.
Наша страна поддержала Рамочную конвенцию ВОЗ, поставив перед собой глобальную цель – снижение числа курильщиков на 30% к 2035 году.
По данным исследования STEPS в 2016–2017 годах, в Беларуси привержены курению табака от 25% до 30% населения. Это общемировая тенденция, и Беларусь здесь не выглядит белой вороной. Интересно другое. Как показало исследование, около 20% курильщиков вовлекаются в зависимость, будучи еще несовершеннолетними (в возрасте от 16 до 19 лет). А вот подавляющее большинство (52%) получают первый курительный опыт и становятся заложниками вредной привычки уже в сознательном возрасте – от 20 лет. Такая же тенденция просматривается среди девушек и женщин. Поэтому «женский вопрос» в последние годы звучит все острее.
Инесса Григорьева, ведущий научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, к.м.н., доцент:
– Акцент на женщинах делается неспроста. Прежде всего потому, что они – главный репродуктивный ресурс человечества. Зависимость женщины напрямую обусловливает передачу аддиктивной направленности внутриутробно. В то же время табачная индустрия постоянно предлагает новые средства, подкрепляя их сильными маркетинговыми ходами (например, заявляя о мягких сигаретах и их нежном воздействии на организм, якобы обеспечивая при этом возможность контролировать вес, снижать аппетит, выглядеть более эмансипированной и современной). К сожалению, такая реклама делает свое черное дело. С развитием информационных технологий это происходит еще и в разы быстрее. На сегодняшний день около 200 миллионов женщин во всем мире являются потребителями сигарет и иных средств доставки никотина. 1,7 миллиона женщин ежегодно умирают от этого.
Обмани меня, если сможешь
Поэтому ужесточение антитабачного законодательства на мировом и национальном уровне – это самая что ни на есть необходимость, чтобы противостоять «табачной эпидемии». Помимо реализации норм Рамочной конвенции в Беларуси на протяжении многих лет активно проводится разноплановая профилактическая работа. Есть позитивные подвижки в том числе благодаря подпрограмме «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы.
В свою очередь табачные производители щедро вкладываются в развитие своего дела, пытаются не только отстоять уже занятый рынок, но и расширить его границы, представляя новую продукцию. Так, появились электронные системы доставки никотина (электронные сигареты или вейпы), снюсы (жевательные табачные смеси), нетабачные никотиносодержащие изделия.
До 2018 года электронные системы доставки никотина пропагандировались и поддерживались различными обществами как безопасный и альтернативный вариант отказа от потребления классических сигарет. Однако уже вскоре масштабные исследования в разных странах показали абсолютно противоположные выводы. Используя электронные сигареты в качестве альтернативы, обычные люди в большинстве случаев возвращались к табакокурению. Причем зависимость не только не снижалась, а усугублялась, потому что никотин посредством электронных сигарет доставляется в организм быстрее и в большей дозе.
До 18 июля текущего года в Беларуси не подлежали контролю реализация и оборот нетабачных никотиносодержащих изделий (леденцов, конфет, мармелада и т.д.). К слову, такая ситуация сохраняется до сих пор во многих странах СНГ и Евросоюза.
Инесса Григорьева, ведущий научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, к.м.н., доцент:
– Между тем в табачных изделиях и никотиносодержащей продукции ничего не изменилось. Все сосредоточено на содержании психоактивного вещества – никотина. За несколько приемов он прокладывает маршрут, воздействуя на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие. Те в свою очередь подключают весь мозг. Сила аттачмента («прилипания», воздействия) крайне высока. Иногда достаточного однократного употребления, чтобы развилась зависимость. И все никотиносодержащие продукты так или иначе используют эту силу психоактивного вещества. Поэтому не имеет значения, как мы доставляем никотин в организм: убираем продукты горения или не убираем, активным веществом является сам никотин.
Табачные компании заказывают огромное количество исследований, обещая солидные гранты, чтобы на основании результатов исследований рекламировать свою никотиносодержащую продукцию, подчеркивает эксперт. Но направлены они не на изучение вредного воздействия никотина и его высоких доз. Например, одно из таких исследований было призвано изучить значительное снижение продуктов горения при использовании электронных сигарет. Однако оказалось, что из 13 исследуемых особо вредных веществ в резервуарах электронных систем доставки никотина обнаружились 6, среди которых свинец, никель, мышьяк… Причем в довольно высоких концентрациях.
Эксперт привела в качестве примера новое исследование, проведенное в Великобритании, результаты которого были опубликованы в специализированном научном издании в этом году. Суть научного эксперимента заключалась в изучении того, связано ли использование вейпов для отказа от курения табака с повышением употребления алкоголя. Оказалось, те, кто «вейпил», чтобы бросить курить, в 2 раза чаще и больше употребляли алкоголь для снятия внутреннего напряжения, чем те, кто избавлялся от вредной привычки силой воли или при помощи никотинозаместительной терапии.
Инесса Григорьева, ведущий научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, к.м.н., доцент:
– И это не говоря уже о том, что потребители вейпов получают гораздо больше никотина, чем обычные курильщики. В одной сигарете содержится 1,5 мг никотина, в электронной – 22 мг. Если перевести на обычные сигареты, то электронный курильщик «выкуривает» полторы-две пачки в день. Но по сути нет никакой разницы: использовать вейпы или курить обычные сигареты, жевать табачные смеси или употреблять никотиносодержащие продукты… Результат один: развивается зависимость, а никотин наносит сокрушительный удар по здоровью.
Фото эксперта – Валентина Мохор.
Комментарии 0