Какие спецэффекты были созданы на заре кинематографа больше 100 лет назад, а используются до сих пор
Современный кинематограф можно по праву назвать вершиной человеческого гения, учитывая количество передовых технологий, которые там используются. Однако всё начинается с малого, и съёмки фильмов исключением не стали — первые спецэффекты появились в старых картинах больше века назад. А некоторые из этих приёмов, призванных сделать кино более реалистичным, используются по сей день. Но самое интересное, что многие из них придумал один человек.
У истоков множества спецэффектов в кино стоял один человек. /Фото: seance.ru
Сегодня имя Жоржа Мельеса малоизвестно для обывателя — а ведь именно его называют пионером кинематографа, да ещё и изобретателем, который создал целое направление в индустрии под названием кинофантастика. Выходец из богатой семьи, Мельес увлекался искусством с детства, а родители, дабы поддержать хобби отпрыска, и вовсе приобрели для него в подарок целый театр. Именно там молодой человек оттачивал перрвые навыки в иллюстрировании, создании декораций и иллюзии, и всё это принесло ему немалую известность.
Жорж Мельес в годы работы в театре. /Фото: wikipedia.org
Однако жизнь молодого иллюзиониста в корне изменилась в 1895 году, когда один из арендаторов помещений в здании театра Мельеса, пригласил его на мероприятие своих детей — Луи и Огюста Люмьеров. Создатели кинематографа показывали один из своих фильмов, и их работа настолько восхитила Жоржа, что съёмку кинокартин он решил сделать делом своей жизни. Купив собственный кинопроектор, Мельес вначале демонстрировал копии работ Люмьеров, а затем начал снимать самостоятельно. В итоге два года спустя Жорж уже открывает свою киностудию Star Film, где и начинает впервые экспериментировать со спецэффектами.
Демонстрация Жоржу фильма Люмьеров предопределила и его жизнь, и всю историю кино. /Фото: habrastorage.org
По сути, каждая уловка и эффект, которые используются в современных фильмах, в качестве родоночальника имеют как раз наследие Жоржа Мельеса. Причём в этот же перечень входит и компьютерная анимация, которой тогда и в помине не могло быть. Однако первым его открытием был прототип комбинированной съёмки, который он обнаружил случайно: как-то он снимал короткий ролик рядом с Оперой Гарнье, однако в какой-то момент камера снимать перестала, а как начала заново, то картинка была совсем другой. В итоге проезд омнибуса резко перетёк в проезд катафалка на том же месте.
Мельес на своей студии Star Film. /Фото: wikipedia.org
Этот случай Жорж Мельес взял на вооружение, чтобы специально применять такую уловку во время съёмок других своих картин — по сути, так и появилась комбинированная съемка эпохи пленочного кино. Однако на этом с приёмами по комбинации пионер кинематографа не закончил: оказывается, ему же принадлежит создание мультиэкспозиции как ключевого визуального эффекта. Прогоняя пленку через аппаратуру несколько раз подряд, он научился совмещать множество объектов из разных мест в одном кадре. Фактически, Жорж создал и мультиэкспозицию, и появившийся на её основе монтажный прийом, известный как «наплыв».
Мультиэкспозиция в одной из картин Жоржа. /Фото: tech.onliner.by
Другой фишкой кино, изобретение которой обычно относят к достижениям Мельеса, является межкадровый монтаж. Суть это технологии состояла в том, что она предполагает в пределах сцены неоднократные склейки — в отличие от внутрикадрового монтажа, который предполагает съёмку всех событий в сцене одним планом. И если сегодня межкадровый монтаж является абсолютной нормой на съёмках фильмов, то во времена Мельеса было настоящим новаторством, которое позволило ему освоить и развить полноценное жанровое направление в кино — научную фантастику.
Кадр из фильма «Замок Дьявола» — первой картины Мельеса, где использовались комбинированные съёмки. /Фото: imdb.com
Первый в истории фильм в данном жанре, снятый Мельесом — это кинокартина «Путешествие на Луну», которая является настоящей вехой в эволюции индустрии. По сути, все эффекты, которые Жорж использовал для создания этой ленты, использовались в каждом последующем научно-фантастическом фильме. Например, именно на тех съёмках был усовершенствована технология мультиэкспозиции, на тот момент уже известная как «замещающий сплайс»: по информации редакции novate.ru, был создан алгоритм, когда оператор ставит съёмку на паузу, а за это время в кадре менялись необходимые детали — затем съёмка продолжалась.
«Путешествие на Луну» — революционный фильм для всей истории кино. /Фото: disgustingmen.com
Среди других приёмов, который были применёны в «Путешествии на Луну», а используется до сих пор — это так называемое «растворение внахлест». Суть эффекта состоит в том, чтобы создать видимость постепенного перехода между кадрами, когда они частично накладываются друг на друга. В частности, её использовали в самой знаменитой сцене фильма — когда ракета попадает Луне прямо в глаз.
Кадры с аквариумом из фильма — яркий пример использования «растворения внахлест». /Фото: tech.onliner.by
Эта же сцена преподнесла кинематографу ещё одну технологию, которую разработал Мельес, а её основу используют уже столетие. Дело в том, чтобы спутник Земли играл актёр, и к его лицу необходимо было красиво приблизить громоздкостую камеру. Чтобы всё получилось идеально, Жоржу пришло в голову посадить актёра в кресло, завернуть его в черное полотно, но не тронуть только лицо, которое, собственно, Луну и изображает. А вот само кресло поставили на рампу с рельсами — это позволило плавно приблизить актёра к камере. Сегодня на рампы ставят более компактные современные камеры, однако сама технология всё ещё актуальна.
Та самая знаменитая сцена с Луной. /Фото: afisha.ru
Настоящей революцией, которую совершила картина «Путешествие на Луну» — это её цвет. Дело в том, что картина была снята в 1902 году, а до изобретения цветной плёнки было ещё пару десятилетий. Но Жорж Мельес и из этого нашёл выход: он воспользовался услугами колористических лабораторий, которым был дан заказ на ручное раскрашивание кадров кинопленки. Чтобы подарить картине длиной менее чем в 10 минут цвет, потребовалась не одна сотня человек, каждый из которых отвечал за собственный цвет на конкретном участке пленки. По сути, в данном случае можно говорить о предтече рисованной анимации.
Жорж Мельес лично принимал участие в разукрашивании своей картины. /Фото: mtdata.ru
Самое поразительное, что наследие Жоржа Мельеса в мировом кинематографе оказалось в забытьи почти на полвека, а сам французский революционер, в какой-то момент остановившись в развитии своих картин, разорился и окончил жизнь в нищите. Однако посмертная слава его всё-таки догнала: когда много лет спустя были найдены некоторые сохранившиеся картины Жоржа, их начали изучать и все специалисты в кинематографии пришли к однозначному выводу — именно великий французский режиссёр, будучи одним из пионеров этого искусства, стоял у истоков большинства технологий и спецэффектов.
Интересное видео с нашего канала:
Хочешь узнать больше о том, какой вклад в создание цветных изображений следал отечественный фотограф? Тогда читай: Царская Россия в красках: как Прокудин-Горский создавал цветные фотографии больше 100 лет назад
Комментарии 0