«Каприз» Гауди: архитектурная фантазия великого маэстро, с головой погружающая в мир природы
Содержание статьи
Когда речь заходит об Антонио Гауди, большинству на ум приходит культовый проект, который так и остался незаконченным – сюрреалистичный Искупительный храм Святого Семейства, парк Гуэль или Дом Бальо. Хотя на севере Испании сохранился удивительный проект, который пусть и менее известный, но он не менее ярко демонстрирует всю гениальность творца, сумевшего выработать особенный жанр, где нереальным образом сочетаются стили, причудливые формы и детали со взрывным разноцветьем. Именно Le Caprice стал первым проектом, в котором органично сочетается архитектура, природа и новаторский подход к строительству.
1. История появления «Каприза» Гауди
La Villa Quijano и ее создатель Антонио Гауди.
История одного из самых оригинальных объектов архитектуры, который смело можно считать великим достижением мирового искусства началась в 1883 году, когда Антонио Гауди получил довольно своеобразный заказ. Богатый адвокат и известный меценат Контебрии, Максимо Диас де Кихано, решил обзавестись особенным летним домиком в Комильясе. Эксцентричный заказчик, серьезно увлекающийся ботаникой, мечтал об убежище, которое могло бы подчеркнуть его страсть к растениям и к чудесам природы. Учитывая молву о Гауди, который еще не приобрел мировую славу, но был уже широко известен в Испании за свой новаторский подход к проектированию и великий талант, неудивительно, что Кихано со своим видением будущей резиденции обратился именно к нему.
Проект «Каприз», ставший знаковой архитектурной фантазией в творчестве великого маэстро. | Фото: semarac.es.
Понадобилось всего два года, чтобы резиденция Le Caprice удивила весь мир.
Справка: Антонио Гауди (1852-1926 гг.) – гениальный каталонский архитектор, сформировавший архитектурный ландшафт Барселоны своими знаковыми работами, начина от Храма Святого Семейства до Каса Висенс, парка Гуэль, Дома Бальо, Дома Кальвет и еще как минимум 15 знаковых построек, в которых просматривается уникальный стиль творца. Все его творения, часто ассоциирующиеся с модерном, характеризуются использованием органических форм, растительных узоров, мастерством геометрии и смелым использованием цвета. В своих работах он использовал инновационные методы, такие как параболические кривые и арки, причудливые балконы и оконные/дверные проемы, вдохновленные органическими формами, встречающимися только в природе. Примечательным является и тот факт, что маэстро никогда лично не руководил работами на месте. Как правило, он проектировал, оставляя свои планы и модели другим архитекторам, которые вместе со строителями воплощали их в жизнь.
Макет летней резиденции La Villa Quijano, построенной в Комильясе. | Фото: trevorhuxham.com.
На этот раз Антонио Гауди также не отступил от своих правил. После разработки летней резиденции La Villa Quijano («Вилла Кихано»), в народе более известной как Le Caprice («Каприз»), в 1883 году он вручил проект архитектору Кристобалю Касканте, который руководил всеми процессами строительства. Понадобилось всего два года, чтобы фантастический объект радовал не только эксцентричного владельца, но и всю округу, ведь подобного рода строений за пределами Барселоны еще не было.
2. Архитектурные особенности летней резиденции «Каприз»
В образе La Villa Quijano органично переплелись природные формы, восточные и мудехарские мотивы (Комильяс, Испания). | Фото: maison-monde.com.
Фактурные керамические растительные орнаменты превращают фасад Le Caprice в вертикальный сад (Комильяс, Испания).
Авторы Novate.ru хотели бы сразу обратить внимание на то, что Le Caprice значительно отличается его от других проектов бессмертного маэстро. В загородном доме тонко переплелись восточные, мудехарские и органические элементы, которые позволили придать зданию более игривый вид. Это заметно по оформлению фасада, где изобилуют композиции, выложенные красочной керамикой в виде подсолнухов и листьев, что ярко подчеркивает увлечение владельца ботаникой. Растительные мотивы, часто повторяющиеся в творчестве Гауди, в этом случае доведены до вершины мастерства, что и позволило создать не тривиальную мозаику, а настоящий вертикальный сад. Зеленая и желтая керамическая плитка привнесли яркость в образ резиденции, создавая поразительный контраст с красным кирпичом, который использовался в качестве главного строительного материала.
Красочная башня Le Caprice напоминает минарет мусульманской мечети.
Самым примечательным архитектурным элементом структуры «Каприза», несомненно, является цилиндрическая башня, вдохновленная восточными минаретами и куполами мечетей. Стройная структура, покрытая разноцветными деталями, напоминает маяк, что притягивает взгляд издалека и придает летнему убежищу адвоката поистине сказочный характер. Глядя на структурные элементы здания не сложно догадаться, что в этом проекте Гауди показал всю красоту исламских традиций в строительстве знаковых комплексов, которыми он особенно восхищался.
Структура Le Caprice органично взаимодействует с роскошной природой Комильяса (Испания).
Скульптура Антонио Гауди украшает сад, окружающий новаторскую резиденцию (La Villa Quijano, Комильяс). | Фото: es.wikipedia.org.
Стоит отметить, что в этом проекте не только экстерьер приводит в восхищение, «Каприз» может похвастаться не менее оригинальным интерьером, который, как и в прежних своих работах, Антонио Гауди разрабатывал с особой тщательностью. Поскольку изначально дом был спроектирован таким образом, чтобы максимально задействовать естественный свет (архитектор предварительно изучил траекторию движения солнца), каждая комната меняет свой образ в зависимости от времени суток. Оптимальное освещение в разное время подчеркивается выбором соответствующего материала и его цвета. Разных тонов и фактуры дерево, цветные витражи, керамическая плитка, и форма арочных проемов органично сочетаются с солнечными лучами, создавая динамичный игривый интерьер.
3. Гениальность Гауди кроется в деталях
Каждая деталь интерьера Le Caprice выгодно подчеркивается лучами солнца (Комильяс, Испания).
Антонио Гауди, как всегда вдохновленный органическими формами, использовал их с таким мастерством, что дом получился почти живым. Каждый элемент Le Caprice (параболические арки, растительные мотивы, балюстрады, проемы, дымоходы и т. д.) гармонирует с окружающей природой. Не стало исключением и распределение внутреннего пространства, где гостиная, щедро залитая светом, стала сердцем дома, а остальные комнаты организованы вокруг нее, раскрываясь словно лепестки цветка ранним утром.
Гауди особо тщательно разрабатывал дизайн интерьеров и моделей мебели (Le Caprice, Испания).
Кстати сказать, хотя работы Гауди часто ассоциируются с высокохудожественными произведениями, маэстро никогда не забывал о функциональности зданий или комплексов. Он всегда обращал внимание на их практичность как с точки зрения удобства расположения жилых зон, так и для обеспечения максимального освещения, создания оптимальной естественной циркуляции воздуха, что в то время было более чем новаторским подходом к проектированию.
4. Le Caprice – уникальный образец новаторского подхода к проектированию и строительству
Интерьер жилых зон в летней резиденции Le Caprice (Комильяс, Испания).
Несмотря на то, что летняя резиденция «Каприз», появившаяся за пределами Барселоны, часто затмевается великими работами Антонио Гауди, она по праву считается поворотным моментом в его творчестве. Этот шедевр архитектуры предвосхитил более амбициозные проекты, которые позже удивят испанцев и весь мир, и в то же время он стал прекрасным примером того, что стиль маэстро уже состоялся. К тому времени творец смог раздвинуть границы традиционной архитектуры, используя неожиданные материалы и техники, опробовал новые формы и методы проектирования, поднявшие строительные и функциональные возможности на новый уровень.
Природа перекочевала внутрь летней резиденции (теплица Le Caprice, Испания).
В Le Caprice органично сочетаются архитектурные фантазии и изысканное природное окружение (Комильяс, Испания).
В этой работе удивляет и восхищает то, как Гауди удалось объединить архитектуру и природу. Le Caprice словно вытекает из естественного ландшафта, создавая впечатление будто сам дом вырос среди деревьев и цветов. Это слияние усиливается за счет использования местных материалов (натуральный камень, кирпич, керамика), которые органично вписываются в пейзаж испанской Кантабрии.
В продолжение темы предлагаем взглянуть на Casa Vicens — первый проект Антонио Гауди, который принес ему славу.
А вот познавательное видел нашего канала:
Комментарии 0