Почему от игры «Монополия» открещивались производители игрушек, а она получила мировую популярность
Сегодня на рынке можно найти тысячи самых разных настольных игр, призванных заинтересовать, пожалуй, любого человека. Но даже сейчас трудно представить более знаменитую такую игрушку, чем «Монополия». А ведь мало кто знает, что первоначально эта настольная игра выглядела совсем по-другому, а крупные компании по производству игрушек предрекали ей полный провал. Впрочем, сегодня весь мир знает, насколько они ошибались.
Игра, в которую играют миллионы. /Фото: pikabu.ru
История одной из самых знаменитых настольных игр на планете официально началась с поступления в продажу в 1935 году, однако, бесспорно, стоит вспомнить о развлечении, которая стала предтечей самой «Монополии». А дело было так: в далёком 1903 году была появилась «Игра землевладельца», созданная американкой Элизабет Мэги. Женщина долго изучала основы политической экономики, и это стало источником вдохновения для настольной игры.
Патент на игру Элизабет Мэги «Игра землевладельца». /Фото: rbk.ru
Причём основную идею в своё детище Элизабет вложила довольно оригинальную — едва только увлекшись политэкономом, она пришла к выводу, что ключом к большинству проблем социума в США стала жадность отдельных её представителей по отношению к вопросу землевладения. Видимо, поэтому ей была очень близка мысль, которую транслировала одна из прочитанных ею книг по экономике, что все люди имеют право на использование земли, и это право они имеют по факт своего существования. Собственно, именно эта философская конструкция легла в основе её игры.
Игровое поле предшественника «Монополии». /Фото: i-igrushki.ru
Что любопытно, первоначальная версия «Игры землевладельца» имела сразу два набора правил, предусматривающих антимонополистические и монополистические условия, где основными считались именно первыми, согласно которым вознаграждение каждого игрока производилось ещё во время партии, то есть, все они могли разделить между собой победу. Что касается второго набора правил, то он предусматривал фактически выживание игроков и приумножение собственного капитала — таким образом создательница игры показывала свою критику самого явления монополий.
Путь игры на семейные столы был непростым. /Фото: kommersant.ru
«Игра землевладельца» отличалась большим количеством политической сатиры и множественными, как бы сейчас сказали, пасхалками на актуальной по тем временам политическую ситуацию в Америке. Возможно, именно поэтому Элизабет пришлось выпускать собственную разработку за личные средства — ни одна компания, первоначально не захотела брать в массовое производство эту игру как раз потому, что опасались, мол, обилие политического юмора отпугнёт потенциальных покупателей. Но вышло всё с точностью наоборот: людям настольная экономика настолько понравилась, что в неё играли чуть ли не все.
Интересный факт: о том, что создательница прекрасно поработала над своим детищем с точки зрения воспроизведения экономических реалий можно судить ещё и по тому, что некоторые преподаватели университетов брали игру как наглядное пособие на своих лекциях.
Патент Чарльза Дэрроу на его игру, ставшую последовательницей «Игры землевладельца». /Фото: rbc.ru
Среди поклонников «Игры землевладельца» был и бывший продавец отопительного оснащения по имени Чарльз Дэрроу. Мужчина в годы Великой депрессии остался без работы, поэтому, вынужденный выгуливать собак, чтобы иметь хоть какие-то деньги, он параллельно строил план по возвращению утраченного капитала. И неожиданно нашёл способ разбогатеть именно в игре: Чарльз, использовав в качестве прототипа одну из версий той самой «Игры землевладельца», он вычеркнул оттуда всю политическую сатиру и опирался на монополистические условия. Результатом его трансформаций стала игра с максимальной упрощённым принципом, который сводился до необходимости игрока разбогатеть самому, а других обанкротить.
Версия Дэрроу была упрощённой, но оттого и более доступной. /Фото: hellogifts.ru
Как только его детище было закончено, Дэрроу фактически повторил путь своей предшественницы Элизабет Мэги — встретившись с представителями одной из крупнейших в Америке компаний по производству игрушек, он услышал отказ. Якобы из-за массы дизайнерских помарок игру посчитали слишком проходной. Однако и на этот раз предприниматели совершили ошибку: вероятно, этот неуспех заставил Чарльза не опускать руки, поэтому он доработал прототип и отдал тестовой группе, которая состояла из его друзей и членов семьи. Далее он нашёл деньги, чтобы в 1935 году выпустить первую партию игры в количестве пяти тысяч штук.
Настольная игра, в которую когда-то не верили компании, сегодня — самая известная в мире. /Фото: simpalsmedia.com
Результат продаж был ошеломительный: названную «Монополией» игру расхватали с полок магазинов буквально в лёт. И тут очнулись те самые представители компании, ранее отказавшей Чарльзу Дэрроу: они договорились с разработчиком о долгосрочном сотрудничестве, и всего через год «Монополия», по данным редакции novate.ru, поднялась на первую строчку среди наиболее продаваемых игр на американском рынке. Позднее игра неоднократно обновляли, и она вышла далеко за пределы США. И ведь на сегодняшний день «Монополия» всё также не сдаёт позиций: её производят почти в 120 странах мира практически на полусотне языков, а её фансервис просто огромен, что и делает её одной из самых популярных настольных игр на планете.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме — не все игры были настолько безопасными, как «Монополия»: Пугачи и «бахалки»: как развлекались советские мальчишки до появления петард
Комментарии 0