Жизнь кочевая: как устроен арктический мобильный дом под названием чум

Содержание статьи


Несмотря на то, что на дворе XXI век на планете все так же, как и несколько тысяч лет назад есть люди, ведущие кочевой образ жизни, и в их случае, мобильное жилище – это оптимальное решение. И если у жителей теплых регионов есть масса вариантом обустройства крыши над головой, то у северян выбор невелик. Взять, к примеру, оленеводов Ямала, у которых за многовековую историю выработалась своя технология обустройства арктического жилища.

1. Современные кочевники Крайнего Севера России

Чум – арктический мобильный дом, спасающий от холода не одно поколение кочевников-оленеводов. | Фото: journal.homemania.ru.
Чум – арктический мобильный дом, спасающий от холода не одно поколение кочевников-оленеводов. | Фото: journal.homemania.ru.

На Крайнем Севере России есть не только городские и сельские жители, этот регион стал местом обитания кочевников-оленеводов, которые следуют по маршрутам выпаса за поголовьем оленей, причем дислокацию могут менять через две-четыре недели. Такая специфика наложила отпечаток на жизнь многих поколений оленеводов, которые смогли приспособиться к суровым условиям, диктующим свои правила. Далеким от такого образа жизни людям сложно себе представить, как можно организовывать быт в постоянном движении, да еще и в столь экстремальном регионе, но местные народы, не избалованные цивилизацией, нашли свой путь.

Коренные народы Крайнего Севера не готовы расставаться со свободной жизнью кочевников.
Коренные народы Крайнего Севера не готовы расставаться со свободной жизнью кочевников.

Справка: Больше всего кочевников (около 10 тыс.) проживает на территории полуострова Ямал, расположенного на севере Западной Сибири (общая площадь около 122 тыс. кв. километров). Ненцы, эскимосы, ханты, селькупы – относятся к основным коренным народы Севера, которые тесно переплели свои жизни с оленеводством, рыболовством и охотой.

2. Чум – традиционное мобильное жилище северных народов

Не перевелись еще оленеводы на Крайнем Севере России.
Не перевелись еще оленеводы на Крайнем Севере России.

Как и сотни лет назад коренные народы занимаются оленеводством, обустраивая свою жизнь в чумах. | Фото: naked-science.ru.
Как и сотни лет назад коренные народы занимаются оленеводством, обустраивая свою жизнь в чумах. | Фото: naked-science.ru.

Специфика разведения оленей требует постоянного присутствия человека, который из-за климатических условий не может обеспечить животных кормом, как это происходит на животноводческих фермах, содержащих коров или лошадей в любых других регионах страны. При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт. Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования.

Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. | Фото: discoveryamal.com.
Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. | Фото: discoveryamal.com.

Древнейшим домом, который претерпел некоторые изменения является чум, имеющий конусообразную форму, которая лучше всего подходит и для суровых арктических условий (ни один снегопад или метель не заставят рухнуть конструкцию под тяжестью снега), и для того, чтобы оленеводы тратили максимально минимальное количество времени и сил на его установку, демонтаж и транспортировку.

Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. | Фото: dudinka.city.onlin.
Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. | Фото: dudinka.city.onlin.

При этом стоит отметить, что сам чум не является домом в нашем понимании. Для кочевых народов понятие дома не ограничено конусообразными стенами, покрытыми шкурами животных, берестой (эта технология практически утеряна) или современным брезентом. Домом они считают всю территорию стойбища на тот момент, когда группа семейств остановилась для ухода за животными, ведения хозяйства или промысла. При этом, если род занятий заключается в охоте или рыболовстве, то и место будет выбрано соответствующее.

В холодную пору чум устанавливают поближе к деревьям, а вот летом – на открытой местности, чтобы не заедали комары.
В холодную пору чум устанавливают поближе к деревьям, а вот летом – на открытой местности, чтобы не заедали комары.

В летние месяцы жилища обязательно устанавливают на возвышенности или просто на хорошо продуваемом месте, чтобы меньше досаждали комары, а вот в холодную пору наоборот, это должна быть поляна среди леса, который спасет от ветров. Стоит отметить, места стойбищ мало когда меняют, как правило, они служат не одно десятилетие, что облегчает задачу оленеводам, заранее знающим свой маршрут, который всегда прокладывают так, чтобы он проходил возле поселков, где в магазинах можно прикупить необходимый провиант и вещи.

Из нашего видео можно узнать, во сколько обходится чум оленеводу, и почему некоторые копят на него всю жизнь:

3. Технология сборки чума

Для начала выбирается ровное место, устанавливается металлический щит, на него печка, затем укладываются доски напольного покрытия.
Для начала выбирается ровное место, устанавливается металлический щит, на него печка, затем укладываются доски напольного покрытия.

Ходят легенды, что установкой чума занимаются женщины, они также ответственны за огонь в очаге, так что на их хрупкие плечи ложится и заготовка дров, и доставка воды. Стоит отметить, что в последние годы сильная половина кочующих и даже дети участвует в сборке дома, поэтому этот процесс в хорошую погоду занимает не более получаса на один чум. А вот женщины в перерывах между переездами занимаются подготовкой шкур и шитьем нюков, которыми покрывают остов чумов, создавая надежный барьер между внутренним пространством и суровыми погодными условиями Арктики.

После закрепления двух основных опорных шестов, устанавливаются все остальные, а потом они покрываются нюками или брезентом, все зависит от времени года.
После закрепления двух основных опорных шестов, устанавливаются все остальные, а потом они покрываются нюками или брезентом, все зависит от времени года.

Технология монтажа, казалось бы, нехитрой конструкции, требует точное следованию этапам процесса, выработанным веками, ведь оленеводы достигли невиданного мастерства и рациональности, чтобы ускорить сборку и сделать жилище надежным. Все начинается с выбора ровной площадки в соответствии с временем года, затем в центральной части укладывается лист металла, а на него устанавливается печка, следом сооружают напольный настил, расставляют имеющийся минимум мебели (стол и пару тумбочек), которую возят с собой. После этого раскладывают циновки, обозначая спальные места.

Обустройство внутреннего пространства традиционного жилища коренных народов Крайнего Севера.
Обустройство внутреннего пространства традиционного жилища коренных народов Крайнего Севера.

Только после обустройства напольной части интерьера начинают собирать стены. Первыми устанавливают и скрепляют два основных шеста, затем постепенно и в определенном порядке закрепляются остальные (их количество варьируется от 25 до 60 штук). При этом чем длиннее шесты, тем просторней получится чум, правда, придется использовать большее их количество.

Как только чум будет собран, можно заносить вещи и разжигать печь.
Как только чум будет собран, можно заносить вещи и разжигать печь.

Если говорить о традициях, то в каждом жилище устанавливают еще один шест – священный (симзы). Он является центральной осью чума, отделяющей сакральное место, за которое переступать запрещалось как женщинам, так и маленьким детям. Также симзы поддерживает печную трубу, достигающую отверстия, образованного на вершине конструкции. На нем устанавливаются еще два поперечных шеста, а между ними закрепляют металлическую перемычку с крючком, на котором будет висеть котел. На священном шесте хранят лари с ду́хами, семейные реликвии и культовые предметы (на самом верху), нижняя часть отведена под хранение инструментов и продуктов питания. В последние же годы симзы стали местом, на которых можно увидеть телевизоры и места для установки компьютеров.

Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. | Фото: journal.homemania.ru.
Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. | Фото: journal.homemania.ru.

Затем готовый остов чума покрывают шкурами, точнее сказать, подготовленными по особым правилам нюками (покрышками или покрытием). На один чум требуется до 80 «покрышек», на которые уходит около 60 шкур оленей. Они укладываются в 2 слоя, чтобы в самую стужу обитатели могли спокойно жить, не заботясь о дополнительном обогреве кроме тепла от печки-буржуйки. Летом же остов чума покрывают брезентом или специальным покрытием из геотекстиля, в былые же времена эту роль выполняла береста. Кстати сказать, у каждого народа в технологии сборки чумов имеются свои особенности, но основная конструкция остается прежней и если следовать правилам, то время сборки много времени не заберет, что особенно важно в период зимней стужи и надвигающейся метели.

4. Внутренняя «планировка» чума

Нехитрая обстановка чума, где каждый знает свое место. | Фото: clubstrannik.ru.
Нехитрая обстановка чума, где каждый знает свое место. | Фото: clubstrannik.ru.

На чумовых хозяйках держится весь быт и благоустройство чума и семьи.
На чумовых хозяйках держится весь быт и благоустройство чума и семьи.

По понятным причинам, внутреннее пространство чума можно лишь условно зонировать, ведь в нем нет не то, что стен или перегородок, даже габаритная мебель отсутствует. И это при всем при том, что один чум может быть рассчитан на проживание двух семей, за членами которых закреплены строго отведенные места. При распределении зон мужчинам отведены главные и самые удобные места. Прямо напротив входа находится синя, та самая мужская половина жилища, где не только они спят, но и хранятся их инструменты, оружие и вещи. Центр чума занимает очаг, рядом с которым устанавливаются невысокие обеденные столы для каждой из семей, а ближе к выходу отведены спальные места для детей и женщин, у которых помимо циновок имеются и небольшие короба, где спрятаны принадлежности для рукоделия. Вещи же и спальные принадлежности хранятся в специальных мешках, которые легко собирать и перемещать во время переездов.

Кстати, больше всего работы при переездах оказывается у женщин (чумработницы или чумхозяйки, у которых работы не меньше чем у мужчин, но ни трудового стажа, ни зарплаты ждать не приходится), им нужно подготовить всю посуду и кухонную утварь, упаковать каждый предмет и продукты в специальные короба, собрать все вещи и приготовить сухой паек на несколько дней для путешествий всей семьи. После разборки конструкции правильно сложить нюки, чтобы во время монтажа не допустить ошибки и не затянуть время сборки.

Теперь у оленеводов есть снегоходы и генераторы, которые значительно облегчают их суровую жизнь.
Теперь у оленеводов есть снегоходы и генераторы, которые значительно облегчают их суровую жизнь.

Это сегодня у оленеводов есть генераторы, обеспечивающие электричеством, снегоходы, рации, есть возможность подключаться к Сети интернет и телерадиовещательным каналам, после выхода на пенсию оленеводы могут даже осесть в поселках или городах. Но так было не всегда и, к счастью, тенденция к улучшению бытовых условий жизни лишь подогревает интерес коренных народов к свободе, а это значит, что колоритные чумы и национальные одежды не исчезнут с поля зрения и поголовье оленей не уменьшится.

Интересный факт: Несмотря на простоту сборки чума, не каждая молодая семья может себе позволить иметь собственное жилище. Это связано с тем, что оболочка сделана из двух слоев шкур оленей и большого количества шестов. Сегодня строительство и обустройство чума обходится как минимум в миллион рублей.

Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.