Зачем священник приходит в детскую больницу?

Духовная поддержка входит во многие стандарты, особенно в паллиативные, наравне с психологической, юридической, медицинской, социальной помощью. Что же делает священник в лечебном учреждении?

Об этом рассказал руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Роман Артемов.

Что такое духовная помощь?

Духовную помощь часто путают с психологической, хотя на самом деле применяются разные подходы, разная специфика. Но психолог должен оставаться психологом, а священник — священником.

священник в лечебном учреждении

Духовная помощь включает в себя:

Совершение таинств. Это совместная молитва, причащение, при необходимости — крещение, соборование, исповедь, совместная молитва с родными, пациентами и обязательно с персоналом, потому что в понятие духовной помощи входит и оказание поддержки персоналу.

Тесная работа с психологами. Для того, чтобы духовная и психологическая работа не смешивались, представителям обеих сфер нужно активно взаимодействовать. Т.к. психологическая служба находится внутри учреждения, то священник не всегда имеет представление о каких-то особенностях контактов с тем или иным пациентом или медработником.

Но в основном священник подключается к обсуждению экзистенциальных вопросов (от лат. existentia — существование), где не всегда хватает функционала психолога. Это, к примеру, вопросы о страхе смерти, загробной жизни, о Боге — то, что в психологии тоже имеет свои определения, но тут воздействие представителя церкви бывает более эффективным.

Или случаи, когда человек, потерявший близкого (особенно ребенка), в шоке, в истерике, а медикам нужно делать свою работу. В таких случаях на помощь приходят священник или священник в паре с психологом.

Сопровождение умирания (в паллиативе) в формате сакрализации, отпевание.

Сопровождение горевания. Тут у священника больше ресурса для взаимодействия с людьми, потому что большая часть родственников в первый год горевания редко обращаются к специалисту. Когда свой ресурс исчерпан и наступает истощение, человек уже в глубоком посттравматическом стрессовом расстройстве, вот тогда он приходит к священнослужителю.

Иерей Роман Артемов:

– Именно в первый год много особых памятных дат: 9 дней, 40 дней и год со дня смерти, день рождения, День поминовения усопших. Общаясь с людьми и оказывая им духовную помощь, мы (при необходимости) впоследствии передаем их психологу, где они проходят реабилитацию в группах горевания.

В какие больницы чаще всего ходят священники

хоспис

Белорусская православная церковь активно взаимодействует с Белорусским детским хосписом (часто сопровождение проходит на дому), Республиканским клиническим центром паллиативной помощи детям «Лесная поляна» (сопровождение в стационаре), РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии. Взаимосвязь 24/7, т.е. у персонала есть возможность в любое время позвать батюшку.

Священник в этих учреждениях работает в мультикомандном формате, где каждый специалист занимается своим делом и может передать какую-то часть своего функционала другому для совместной работы.

Так, в паллиативном центре есть стационар, и когда наступает терминальная стадия, то при согласии родителей (это обсуждается заранее) работники приглашают священнослужителя. Он находится рядом с родителями до момента наступления смерти и сразу после. Для того, чтобы поддержать их в этот тяжелый момент, и чтобы дать персоналу возможность работать. Т.к. часто родители в шоковом состоянии не пускают медиков, не дают дотронуться до ребенка…

В РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии налажена схема взаимодействия с реанимационным отделением. В момент, когда жизнь ребенка на исходе или он уже умер, зовут священника, который взаимодействует с родителями, а медики занимаются телом маленького пациента. В таких случаях возможен тандем с психологом.

Иерей Роман Артемов:

– Если родители не против, то молимся прямо в палате, а если нет, то забираем их в часовню, которая находится внутри здания. И там обсуждаем, что произошло, какие дальнейшие действия, отвечаем на вопросы. Медики приветствуют такой формат, т.к. в момент острого кризиса тяжело общаться с людьми, только что потерявшими ребенка.

Но духовная помощь — это не столько о смерти, сколько о жизни. Это ответы на вопросы «За что», «Почему», о смысле жизни, преодолении испытаний и о надежде, если она еще есть.

Информация озвучена в рамках XXIX Международного медицинского форума «Здравоохранение Беларуси — 2024»

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.